Nevatrip

ENG / RUS

ПО КЛАССИКЕ

Летний сад

 

Упоминая Летний сад – шедевр паркового искусства, вспомни Петра I, которому соотечественники обязаны сказать большое спасибо за превращение городской среды в цивилизованный вид. Пусть локально, но парк своими садами, дворцами, зонированием фонтанами и скульптурами, придал городу европейский стиль. 

Сегодня, детище Петра, разительно отличается от прошлой экспозиции. Посетителей встречают новые архитектурные ансамбли, памятники. Чудесный музей искусств под открытым небом доступен гостям, жителям северной столицы. 

Присутствие дуновений Петровских времен ощущается повсюду. В фонтанирующих струях, красивых скульптурах, доставленных в далекие времена, элементах благоустройства видится отпечаток Романова. Имперское величие подчеркивает Летний императорский дворец. 

Неспешные прогулки в Летнем с остановкой в уютном Кофейном домике полюбились гостям парка. Места пользуется популярностью, на фоне композиций получаются шикарные фотоснимки. 

 




Мысленно, на минутку погрузимся в прошлое, истоки сада. Далекий, суровый 18 век, время затяжной, кровопролитной Северной Войны. Несмотря на ужасы военного положения, Петр I принимает решение возвести новый город. В планах строительства – Адмиралтейство, дворцы, парковые зоны. 

Маленький остров, территориально расположенный в треугольнике Невы, Фонтанки, Мойки, стал отправной точкой возведения Летнего сада. Впоследствии локацию дополнят Лебяжьей канавкой, произойдет событие в 1711. Современным языком – мероприятие инновационное, проба оказалась успешной, что дало мощный толчок дальнейшему ландшафтному преобразованию в Российской Империи. 

Император жил мечтой организовать сады по версальскому типу, помогала самодержцу опытная группа архитекторов среди которых отметим И. Матвеева, М. Земцова. Художники, мастера садовых дел, трудились под началом Ивана Угрюмова. 

Помощь мастеровым, инженерам, представителям художественных искусств оказывала армия привлеченных крепостных, вольнонаемных работников. В больших объемах завозился плодородный грунт, осуществлялась посадка кустарников, деревьев, благоустраивались тропинки. 

Присутствие голландских, французских специалистов наложило свой отпечаток. Даже эксперты не могут однозначно определить стиль сада, в котором смешались голландские, французике традиции обустройства ландшафта. 

Изначальный проект, выполненный самим Петром Алексеевичем, предусматривал правильное, геометрическое разделение пространства прогулочными дорожками, с высадкой деревьев и кустов. Наброски были сделаны императором уже в 1704 году. 

Согласно задуманному, основное назначение парка – являться центром времяпрепровождения культурного уклона, одновременно выказывая признаки присущие усадьбам загородного типа. Для присутствия венценосного семейства в летнее время года, строится Летний дворец, дата основания – 1711 – 1714 годы. Резиденция позволила Петру лично контролировать этапы формирования сада. 

 

 

Визуально садовая территория разделена четкими параллелями и перпендикулярами прогулочных дорожек. Место вблизи Летнего дворца получило самоназвание – I Летний сад или Парадное. Поодаль, в направлении юга, вплоть до реки Мойки, расположился II сад известный как Красный или Хозяйственный. Вдалеке, сразу после Мойки, Петр возвел удивительный, ныне Михайловский, III Летний сад, великолепный подарок супруге. Не найдем сегодня следов Поперечного канала, проведенного между I и II садом в 1719 году. Памятное подтопление 1777 стало причиной засыпки канала. 

Период Петра запомнился временем массовой высадки деревьев. Дубовые, кленовые, рябинки, стройные ели, масса других видов украсили пространство парка. Рядом с хозяйственными постройками прижились посадки пряностей, садовые деревья, кустарники, плоды использовали для кухни. 

Ф. Растрелли, занимавший должность главного архитектора, контролировал все архитектурные возведения, под его руководством с 1725 года шла постройка дворца Анны Иоанновны, цепочка водяных фонтанов «Амфитеатр», центровым элементом которого стал «Коронный» фонтан. 

Непросто попасть на территорию сада эпохи первых Романовых. Только имея на руках специальный пригласительный пропуск, гость мог свободно попасть на территорию. В дальнейшем пропускной режим стал лояльней, но допускалась исключительно благородная публика. В 19 веке - сад предпочтительное место прогулок городских жителей, за исключением людей низших сословий. 

Летний сад посещал герой романа Евгений Онегин, прогуливаясь по дорожкам с гувернером. Наслаждаться тенистыми аллеями любил и сам Пушкин. Тропинки парка помнят Жуковского, Крылова, хранят невидимые следы Чайковского, Блока, Ахматовой, Гончарова. Влюбленные пары заполняли сад знойными вечерами. Примечательный факт – центральные парковые аллеи стали местом организации дефиле девиц купеческого происхождения на выданье. Женихи столицы знали эту негласную традицию и часто посещали парк с целью посмотреть на дам.